рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов.
Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре, что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками.
В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в стенах взамен щелевидных окон, лишенных наличников, появились большие прямоугольные окна с наличниками над порталами (2-я пол. XVII в.), перестроены глава и барабан, позакомарное покрытие изменено на 4-скатное (70-80-е гг. XVIII в.), вместо паперти пристроен придел во имя прор. Илии (1810), надстроены 4 главки на углах (1836). В 20-х гг. ХХ в. памятник исследовал П. Д. Барановский, к-рый обнаружил скрытые под совр. кровлей 10 кокошников в основании барабана и разобрал 4 поздние главки.
Ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с трапезной палатой, построенная Г. Б. в мон-ре (1524-1526, освящена в 1526; значительно перестроена в XVII в.),- 1-главая, кубическая, бесстолпная, на высоком подклете. Как и Борисоглебский собор, первоначально церковь имела позакомарное 3-лопастное покрытие (реконструкция В. С. Баниге), шлемовидную главу, деление фасадов на 3 прясла узкими лопатками, щелевидные окна (сохр. только на торцевой стороне трапезной). В кон. XVII в. был сооружен новый, прямоугольный в плане алтарь, на юж. фасаде нижние части лопаток стесаны, расширены окна, наращен барабан, форма главы изменена на луковичную.
Оригинальная композиция трапезной палаты, пристроенной к Благовещенской ц. с запада, близка к композициям аналогичных построек Макариева калязинского во имя Св. Троицы и ярославского в честь Преображения Господня мон-рей. Это квадратная в плане 2-этажная постройка с первоначально одинаковыми 1-столпными с крестовыми сводами палатами нижнего и верхнего этажей, со входом с юж. стороны. Фасады разделены на 3 неравных прясла узкими лопатками, поддерживающими карниз из пояса в виде поребрика с небольшими кронштейнами. В кон. XVII в. своды верхней палаты были изменены на лотковые, с запада к трапезной было пристроено крыльцо, украшенное узорочьем, окна юж. стены получили оформление в виде прямоугольных наличников, проемы сев. стены были растесаны, повышена кровля.
В единый комплекс с Благовещенской ц. и трапезной палатой входят настоятельские покои, расположенные к северу от них и представляющие собой редкий образец жилого гражданского строения XVI в. Первоначально, очевидно, это было прямоугольное в плане здание, 1-этажное или с деревянным верхним этажом, со входом с зап. стороны. Стены покоев, как и др. постройки Г. Б., расчленены узкими лопатками. На сев. и вост. стенах сохранился уникальный декоративный фриз в виде широкой полосы орнамента, составленного из нишек-бойничек, поребриков и городков, впосл. ставших «кружевным» декором зданий Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей. Первоначально окна 1-го этажа имели характерное для Г. Б. перспективное оформление с полуциркульным обрамлением. У сев.-зап. угла корпуса было парадное крыльцо с галереей-гульбищем, уничтоженное при ремонте в XVII в. Позднее в стенах здания были проделаны новые окна и двери, переложены своды (70-е гг. XVIII в.), пристроена часть здания между Благовещенской ц. и покоями (1874). В ходе реставрации 90-х гг. ХХ в. (под рук. инженера-реставратора А. С. Рыбникова) первоначальный вид здания был частично реконструирован.
Исследователи предполагают, что Г. Б. также принимал участие в строительстве просфорного дома, бо́льшая часть стен к-рого сохранилась без изменений. Тесная функциональная связь просфорного дома с трапезной палатой позволяет предположить, что он построен почти одновременно с собором и трапезной церковью мон-ря. Авторский почерк Г. Б. можно проследить и на уцелевших фрагментах стен братского корпуса (первоначально - поварня; перестраивался в XVII, XVIII вв., 1837), расположенного к северу от трапезной церкви. На вост. фасаде корпуса, под кровлей, сохранились следы стесанного карниза из кирпичных консолей, аналогичных консолям под кровлей трапезной палаты. Обнаружены и основания узких лопаток, характерных для Г. Б.
Свидетельство о работе Г. Б. в Спасо-Каменном мон-ре относится к позднему периоду его деятельности. В «Сказании… о начале Каменскаго мон-ря…», в разд. «О поставлении церкви каменныа», зафиксирован факт постройки здесь Успенской ц. ростовцами Пахомием Горяиновым и Г. Б. в 1542-1548 гг.: «Лета 7051-го (1542.- Ред.) месяца августа 1, на Происхождение честнаго креста Господня заложена бысть церковь у Спаса на Каменном Успения Пречистыя Богородицы с трапезою каменная при державе великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при митрополите Макарии, и при архиепископе Алексеи Вологодцкомъ, и при игумене Пимине Каменскомъ. А мастеръ заложилъ церковь Пахомей Горяиновъ сынъ, Григорьевъ, Царева, ростовецъ. А совершена бысть церковь в лета 7057-го (1548.- Ред.) на Успение Ея при великомъ князе Иване Васильевиче всеа Русии, при митрополите Макарии, и архиепископе Киприяне Вологодцкомъ, и при игумене Илинархе Каменскомъ. А совершилъ церковь мастеръ Григорей Борисовъ сынъ, ростовецъ». По мнению С. С. Подъяпольского, Г. Б. «принял» строительство после 1545 г. и возводил верх трапезной и верхние ярусы храма, т. о., ему принадлежит оригинальное решение постройки, объединившей столпообразный храм-колокольню и трапезную палату (ныне утрачена). 3-ярусный столп в 2 нижних этажах имеет необычную форму неправильного восьмигранника, лишь выше переходя в традиц. восьмерик с барабаном и главой в завершении. Нижний ярус является подклетом, в среднем, с узкими арочными окнами на гранях, находилась церковь, 3-й - ярус звона. Ярусы сужаются кверху на величину завершающего каждый из них цоколя. Углы столпа украшают лопатки, также сужающиеся по ярусам. Ярус звона и завершение храма были разобраны и переложены в XVII в., затем в XIX в. Реконструкцию первоначального облика храма выполнил Подъяпольский на основе аналогий с трапезными храмами Кириллова Белозерского, Ферапонтова и Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня мон-рей, отнесенных к постройкам Г. Б. Все эти церкви имели звонницы в верхней части; поверх яруса звона у них поднимались ряды кокошников; стены были обработаны карнизами и лопатками. Возможно, Успенский храм имел первоначальное завершение в виде кокошников, сходившихся над восьмигранником звонницы к венчавшему барабану.
2 храма, построенные в 1531-1534 гг. в Кирилловом Белозерском мон-ре,- в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом прп. Кирилла Белозерского и в честь Собора арх. Гавриила с приделом св. равноапостольных Константина и Елены - кубические 4-столпные, первоначально увенчанные 2 главами (в центре и малой над приделом), с делением фасадов карнизами на 2 яруса и лопатками на 3 прясла, со сходными деталями декора (перспективные порталы, аркатурные пояса барабанов глав, балясины, нишки и проч.) (реконструкция Подъяпольского). Церковь во имя св. Иоанна Предтечи имела завершение в виде пирамиды кокошников, почти идентичное венчающей части Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. Верхний ярус ц. в честь Собора арх. Гавриила первоначально не был перекрыт кровлей и имел по 3 арки на каждом фасаде, в к-рых висели колокола. Фасады завершали 2 ряда кокошников; в середине яруса возвышался массивный цилиндрический барабан с главой, над юго-вост. углом - главка над приделом св. равноапостольных Константина и Елены. Ярус звона в XVII в. был перестроен, проемы заложены и превращены в окна; в кон. XVIII - нач. XIX в. храм получил новое завершение.
По мнению Подъяпольского, артель мастеров под рук. Г. Б. возводила в 1530-1534 гг. ц. в честь Благовещения с трапезной палатой в Ферапонтовом мон-ре. Церковь представляет собой кубическую 1-главую 3-ярусную постройку с подклетом в нижнем ярусе, с бесстолпным с сомкнутым сводом храмом - во 2-м, с колокольней - в 3-м, ближайшим аналогом к-рой является верхний ярус храма в честь Собора арх. Гавриила в Кирилловом Белозерском мон-ре. Почти тождественны и др. архитектурные формы этих построек: членение фасадов на прясла и завершение в виде рядов килевидных кокошников (в ц. Благовещения средний ряд не сохр.). Отсутствие алтарных выступов сближает храм с трапезной церковью Спасо-Прилуцкого мон-ря. С зап. стороны к церкви примыкает трапезная, вытянутая по оси «север-юг»; собственно трапезная палата - квадратная в плане, со столбом в центре. Первоначально с юж. стороны трапезной располагалась 2-ярусная паперть с открытой арочной галереей 2-го яруса (перестроена). Фасады здания оформлены простыми лопатками, окна имеют стрельчатые обрамления.
Предположительно с именем Г. Б. связано окончание строительства ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Спасо-Прилуцком мон-ре (1515; нач. 40-х гг. XVI в.), когда на один подклет были поставлены храм, трапезная палата и настоятельские покои - композиция, получившая широкое распространение в архитектуре Ростова и Углича во 2-й пол. XVI-XVII в. Кубический объем храма лишен алтарных апсид, завершен 3 рядами стрельчатых кокошников, увенчан барабаном с луковичной главой. Под кокошниками стены храма украшает широкий пояс из керамических балясин, поребрика и прямоугольных впадин.
Анализ документально зафиксированных построек Г. Б. и близких к ним памятников позволяет определить характерные черты авторского почерка этого зодчего: 3-частное асимметричное деление стен узкими лопатками, декор в виде широкого карниза из кирпичных консолей, перспективные щелевидные окна, как бы вырубленные в толще стены, перспективные порталы без украшений; легкость и устремленность храмов ввысь подчеркивают ряды кокошников, завершающих стены. Общие черты объединяют трапезные храмы Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного и Ферапонтова мон-рей. Их стены имеют одинаковое сужение и лопасти в каждом последующем ярусе, украшены почти идентичными поясами узорчатой кладки. Совпадает и профилировка цоколей, отмечающих основания ярусов в храмах. Венчают храмы по 3 ряда кокошников, сужающихся у барабана. Г. Б. применял новый принцип композиционного решения: объединял в единое целое трапезный храм, трапезную и (в нек-рых случаях) настоятельские покои. В 30-х гг. XVI в. трапезные церкви его постройки часто имели столпообразную форму, характерную для храмов «иже под колоколы».
Нек-рые исследователи относят к работам Г. Б. трапезные церкви в честь Рождества Христова Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (30-е гг. XVI в.) и Троицкого калязинского мон-ря (1525-1530), а также упоминают о его работе в Переславле-Залесском (Троицкий собор переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря, 30-е гг. XVI в.).